За страницами учебника 7 класс

ОРФОЭПИЯ 
     Соблюдение орфоэпических норм - лакмусовая бумажка речевой культуры человека. 
Проблемы орфоэпии объяснимы, так как сложно русское ударение,  происходят постоянные изменения в языке. Путаница возникает еще и  потому, что в одном словаре слово имеет  два варианта ударения, считающихся абсолютно  равноправными, а в другом словаре это же слово имеет один вариант ударения, а второй  вариант снабжен так называемыми запретительными пометами  (допустимо, не рекомендуется). Это касается таких слов, как  обеспЕчение-  не рек. обеспеЧение,   мАркетинг –  ! неправ. маркЕтинг, бУнгало   не рек. бунгАло,  бОчковый  не рек. бочкОвый и др.

    Существует большое количество слов, имеющих равноправные варианты ударения (комбАйнер- комбайнЁр, кАмбала – камбалА,  бАржа – баржА, ржАветь-ржавЕть,  Искристый- искрИстый, крОшится-крошИтся,     бредовОй-бредОвый ). Много  слов, в которых один из вариантов  ударения менее желателен, хотя и не считается неправильным ( творОг и допустимо твОрог, МизЕрный и допустимо мИзерный, бижутЕрия и допустимо бижутерИя,  бОндарь и допуст. бондАрь).
      Но  есть слова, в которых часто допускаются ошибки, хотя колебания ударения в них недопустимы.  Именно неправильное произношение этих слов компрометирует речь говорящего: углубИть,  алфавИт, магазИн, звонИшь,  боЯзнь,  кУхонный, облЕгчить, ходАтайствовать, начАть,  каталОг и др.
Итак, запоминаем. 
1.   СвЁкла, краПива, вЕрба, щАвель,
   тУфля, нет тУфель,  подОшва.
   ТОрты, нет тОртов,   мне позвонЯт,
   ты  позвонИшь, созвонИмся.
  ЖалюзИ, красИвее, стАтуя,  недУг,
   углубИть, углублЁнный, досУг,
  айвОвый, алычОвый, тигрОвый,
 оптОвый,  слИвовый, давнИшний,
  Августовский,  украИнский.

2. НачАть, началА,
 нАчатый и нАчал,
 принУдить, пристрУнить,
   озорничАть, бряцАть,
 кАшлянуть и чЕрпать,
закУпорить,  исчЕрпать,
 алфавИт и магазИн,
  простынЯ и  швеЯ,
  ремЕнь и  кремЕнь,
  фОрзац и фенОмен.
   ВаловОй, весовОй,
биржевОй и ценовОй.

3. ПростынЯ,  ракУшка,
жнИво  и  огнИво,
кУхонный, кедрОвый,
Отрочество, пулОвер,
глИняный, фарфОр,
гЕрбовый,  заИндеветь,
анАлог и творОг,
 крАшение,   хозЯева,
донЕльзя, дремОта,
чИстильщик, ломОта,
крУжево, ворОта.


4.

      ГрунтОвый, оптОвый,
    балУю, баловнИк,
    балОва.нный, брелОки,
    избаловАть, премировАть,
    пломбировАть, нормировАть,  
      асимметрИя, санитарИя,
    диспансЕр, гренадЕр,
    пулОвер, знАмение,
    Иконопись, дефИс,
    освЕдомить, зубчАтый.

4    КладОвая, двувидовАя,
  опорожнИть, усугубИть,
  ветеринАрия,  семинАрия,
  гастронОмия,  агронОмия,
  знамя- знАмение,

  герб-  гЕрбовый,
  девять- дЕвятеро,
  десять- дЕсятеро,
  плесень- плЕсневеть,
  бочка- бОчковый.

5. НАискось,  никчЁмный,
   заговорЁнный,  новорождЁнный,
   обговорЁнный, новоиспечЁнный,
   доведённый и привезЁнный.
  одноимЁнный, осЁтр.


6.  Купе (пэ) как  кафе (фэ),
      Купейный ( п мягкий  ) как кафейный (ф мягкий).
7. Молоть- мОлотый.
   прогнуть- прОгнутый,
   сОгнутый, вОгнутый,
   дОверху, Отроду,
    дОсыта, зАсветло.
     Для того чтобы легче запомнить   правильное произношение слов, можно использовать  звуковые ассоциации. Надо к «коварному » слову   подобрать
созвучное слово, в котором  «проблемный» звук слышался  бы отчетливо. Эти пары слов также  проговариваются вслух в качестве орфоэпической (акцентологической) разминки.


  1.  У  Иры – крапИва.
 2. У Фёклы – свЁкла.
 3.  Лика- малая толИка.
4.  Ия – санитарИя.
 5.  Гена – гЕнезис.
 6. Чук купил каучУк.
7. Где ель- там щавЕль.
8. Остынь –нет простЫнь.
9. Рота прошла через ворОта. 
10. МЕльком взглянешь- на  мель сядешь.
11. Рынок оптОвый, фруктовый.
12. Съев тОрты, не влез в шорты.
13.  Его то целУю, то баУую .
      Не надо  целовАть,
        не надо  баловАть.
14. Кричат «Ура!»
   профессорА  и докторА,
   директорА и поварА,
   увидев церковные куполА.             
15. Грибы –зелЁнки рассказывали  побасЁнки. (побасёнки- короткий, занимательный рассказ, анекдот,  а также вообще выдумка, сказка)
16. Петя уверял, что пЕтлю завязал.
17. Ядра как  Ядрица. Как вам это нравится?! (Ядрица- крупа из нераздробленных зерен гречихи)
  18. У ушка – ракУшка.
19.Молчишь и не звонИшь.
 Простит  и позвонИт.
20.  Будешь с нами –
      будешь с деньгАми.
     А если «Ах!» -
     Забудь о деньгАх.
21.   Я кремЕнь, несмотря на твой  ремЕнь.
 22.  ВорожеЯ и простынЯ  – ударение на   Я.
 23.   Они исконИ (издавна, с незапамятных времён)
         мастерскИ  вязали платки.
24.    Нельзя  кричАть, бряцАть,  озорничАть.
         Можно принУдить,  пристрУнить.
25.  Поэт Минский знал  финский и  украИнский.
26.   Как он смог проверить каталОг ?
27.   Не юли, а закрой жалюзИ.
28.  Наш  Ник -   баловнИк.
      В городе Ницца  наша  баловнИца.
29. Сэр, вам надо в диспансЕр (сэ).
 30.  ШлифОвщик и танцОвщик.
  31. Маляр и столЯр .
  32. Христопродавец и книгопродавец .
  33.«Где ноты?» - спросили сирОты.
 34.  Вор заключил договОр.
 35. Новый хит  облегчИт  все его страдания.

36.  ТабУ на рагу.(табу-запрет)
 37. АфЕра не его сфера.
38. ХозЯева из ГулЯева.
39. Не мог написать некролОг.
40. Суровый край. КедрОвый рай.
40. Здесь  каждая буква на месте стоит,
     И называется всё алфавИт.
41.  Его опЕка с начала века.
42. Голь пьет алкогОль.
43.  Парень он видный,
        жених завИдный.
44. Кис-кис пиши через дефИс.
45. Рог –творОг.
 46. Наложить епитимьЮ

      на всю семью. (епитимьЯ – у верующих: церковное   наказание: посты, молитвы и т.п.)

__________________________________________________________
Комплексная работа по русскому языку и литературе, 9-й класс

1. Запишите приведённые слова в таком порядке:
а) те, в которых есть только глухие согласные,
б) те, в которых согласные только звонкие,
в) те, в которых есть и глухие, и звонкие согласные.
Отъезд, рожки, гребешок, травинка, бровь, голова, борода, грива, катушка, кадушка, лягушка, пятка, копыто, сосиска, сдоба, огород.
2. Укажите ударение в словах и словосочетаниях.

Облегчить, ободрить, оптовый, предвосхитить, о скольких, сосредоточение, танцовщица, христианин, черпать, щавель, тигровая (шкура), пломбированный (зуб), языковая (колбаса), асимметрия, включишь.
3. Образуйте от существительных (географических названий) имена прилагательные.

1) Финляндия, 2) Швеция, 3) Флоренция, 4) Венеция, 5) Болонья, 6) Перу, 7) Генуя,             8) Дания, 9) Неаполь, 10) Баку.
4. Произведите словообразовательный анализ данных слов:
 дальневосточный, русско-немецкий, бело-розовый, новогодний, лесостепной, пешеходный, плодово-ягодный.
5. Укажите, к какой части речи относятся выделенные слова.

1. Сколько раз я просила его помочь! 2. В окно тихо стукнули: раз, два, три… 3. Как-то раз я уже приходила в этот парк. 4. Раз я люблю тебя, то ты должен мне доверять..
6. Заполните таблицу недостающими названиями частей человеческого тела).

лоб


ланита

выя
грудь


рамена
правая рука


шуйца
палец


7. Докажите, что инфинитив может выступать в роли любого члена предложения (запишите примеры и подчеркните инфинитив как член предложения).
8. Сопоставьте названия литературных произведений и даты их создания. В лист ответов записывайте только цифры и буквы соответствующих вариантов. Укажите авторов произведений. Например: 1а – Н.А. Некрасов и т.п.
1) “Ревизор”,
а) 1782
2) “Дубровский”
б) 1820
3) “Недоросль”
в) 1833
4) “Мцыри”,
г) 1836
5) “Руслан и Людмила”,
д) 1839
9. Назовите авторов и жанры произведений.
1) «Квартет»
2) «Как один мужик двух генералов прокормил»
3) «Прометей прикованный»
4) «Хирургия»
5) «Капитанская дочка»
6) «… на день восшествия на всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»

ОТВЕТЫ ЗАГРУЖАТЬ ЗДЕСЬОРФОЭПИЯ 
     Соблюдение орфоэпических норм - лакмусовая бумажка речевой культуры человека. 
Проблемы орфоэпии объяснимы, так как сложно русское ударение,  происходят постоянные изменения в языке. Путаница возникает еще и  потому, что в одном словаре слово имеет  два варианта ударения, считающихся абсолютно  равноправными, а в другом словаре это же слово имеет один вариант ударения, а второй  вариант снабжен так называемыми запретительными пометами  (допустимо, не рекомендуется). Это касается таких слов, как  обеспЕчение-  не рек. обеспеЧение,   мАркетинг –  ! неправ. маркЕтинг, бУнгало   не рек. бунгАло,  бОчковый  не рек. бочкОвый и др.

    Существует большое количество слов, имеющих равноправные варианты ударения (комбАйнер- комбайнЁр, кАмбала – камбалА,  бАржа – баржА, ржАветь-ржавЕть,  Искристый- искрИстый, крОшится-крошИтся,     бредовОй-бредОвый ). Много  слов, в которых один из вариантов  ударения менее желателен, хотя и не считается неправильным ( творОг и допустимо твОрог, МизЕрный и допустимо мИзерный, бижутЕрия и допустимо бижутерИя,  бОндарь и допуст. бондАрь).
      Но  есть слова, в которых часто допускаются ошибки, хотя колебания ударения в них недопустимы.  Именно неправильное произношение этих слов компрометирует речь говорящего: углубИть,  алфавИт, магазИн, звонИшь,  боЯзнь,  кУхонный, облЕгчить, ходАтайствовать, начАть,  каталОг и др.
Итак, запоминаем. 
1.   СвЁкла, краПива, вЕрба, щАвель,
   тУфля, нет тУфель,  подОшва.
   ТОрты, нет тОртов,   мне позвонЯт,
   ты  позвонИшь, созвонИмся.
  ЖалюзИ, красИвее, стАтуя,  недУг,
   углубИть, углублЁнный, досУг,
  айвОвый, алычОвый, тигрОвый,
 оптОвый,  слИвовый, давнИшний,
  Августовский,  украИнский.

2. НачАть, началА,
 нАчатый и нАчал,
 принУдить, пристрУнить,
   озорничАть, бряцАть,
 кАшлянуть и чЕрпать,
закУпорить,  исчЕрпать,
 алфавИт и магазИн,
  простынЯ и  швеЯ,
  ремЕнь и  кремЕнь,
  фОрзац и фенОмен.
   ВаловОй, весовОй,
биржевОй и ценовОй.

3. ПростынЯ,  ракУшка,
жнИво  и  огнИво,
кУхонный, кедрОвый,
Отрочество, пулОвер,
глИняный, фарфОр,
гЕрбовый,  заИндеветь,
анАлог и творОг,
 крАшение,   хозЯева,
донЕльзя, дремОта,
чИстильщик, ломОта,
крУжево, ворОта.


4.

      ГрунтОвый, оптОвый,
    балУю, баловнИк,
    балОва.нный, брелОки,
    избаловАть, премировАть,
    пломбировАть, нормировАть,  
      асимметрИя, санитарИя,
    диспансЕр, гренадЕр,
    пулОвер, знАмение,
    Иконопись, дефИс,
    освЕдомить, зубчАтый.

4    КладОвая, двувидовАя,
  опорожнИть, усугубИть,
  ветеринАрия,  семинАрия,
  гастронОмия,  агронОмия,
  знамя- знАмение,

  герб-  гЕрбовый,
  девять- дЕвятеро,
  десять- дЕсятеро,
  плесень- плЕсневеть,
  бочка- бОчковый.

5. НАискось,  никчЁмный,
   заговорЁнный,  новорождЁнный,
   обговорЁнный, новоиспечЁнный,
   доведённый и привезЁнный.
  одноимЁнный, осЁтр.


6.  Купе (пэ) как  кафе (фэ),
      Купейный ( п мягкий  ) как кафейный (ф мягкий).
7. Молоть- мОлотый.
   прогнуть- прОгнутый,
   сОгнутый, вОгнутый,
   дОверху, Отроду,
    дОсыта, зАсветло.
     Для того чтобы легче запомнить   правильное произношение слов, можно использовать  звуковые ассоциации. Надо к «коварному » слову   подобрать
созвучное слово, в котором  «проблемный» звук слышался  бы отчетливо. Эти пары слов также  проговариваются вслух в качестве орфоэпической (акцентологической) разминки.


  1.  У  Иры – крапИва.
 2. У Фёклы – свЁкла.
 3.  Лика- малая толИка.
4.  Ия – санитарИя.
 5.  Гена – гЕнезис.
 6. Чук купил каучУк.
7. Где ель- там щавЕль.
8. Остынь –нет простЫнь.
9. Рота прошла через ворОта. 
10. МЕльком взглянешь- на  мель сядешь.
11. Рынок оптОвый, фруктовый.
12. Съев тОрты, не влез в шорты.
13.  Его то целУю, то баУую .
      Не надо  целовАть,
        не надо  баловАть.
14. Кричат «Ура!»
   профессорА  и докторА,
   директорА и поварА,
   увидев церковные куполА.             
15. Грибы –зелЁнки рассказывали  побасЁнки. (побасёнки- короткий, занимательный рассказ, анекдот,  а также вообще выдумка, сказка)
16. Петя уверял, что пЕтлю завязал.
17. Ядра как  Ядрица. Как вам это нравится?! (Ядрица- крупа из нераздробленных зерен гречихи)
  18. У ушка – ракУшка.
19.Молчишь и не звонИшь.
 Простит  и позвонИт.
20.  Будешь с нами –
      будешь с деньгАми.
     А если «Ах!» -
     Забудь о деньгАх.
21.   Я кремЕнь, несмотря на твой  ремЕнь.
 22.  ВорожеЯ и простынЯ  – ударение на   Я.
 23.   Они исконИ (издавна, с незапамятных времён)
         мастерскИ  вязали платки.
24.    Нельзя  кричАть, бряцАть,  озорничАть.
         Можно принУдить,  пристрУнить.
25.  Поэт Минский знал  финский и  украИнский.
26.   Как он смог проверить каталОг ?
27.   Не юли, а закрой жалюзИ.
28.  Наш  Ник -   баловнИк.
      В городе Ницца  наша  баловнИца.
29. Сэр, вам надо в диспансЕр (сэ).
 30.  ШлифОвщик и танцОвщик.
  31. Маляр и столЯр .
  32. Христопродавец и книгопродавец .
  33.«Где ноты?» - спросили сирОты.
 34.  Вор заключил договОр.
 35. Новый хит  облегчИт  все его страдания.

36.  ТабУ на рагу.(табу-запрет)
 37. АфЕра не его сфера.
38. ХозЯева из ГулЯева.
39. Не мог написать некролОг.
40. Суровый край. КедрОвый рай.
40. Здесь  каждая буква на месте стоит,
     И называется всё алфавИт.
41.  Его опЕка с начала века.
42. Голь пьет алкогОль.
43.  Парень он видный,
        жених завИдный.
44. Кис-кис пиши через дефИс.
45. Рог –творОг.
 46. Наложить епитимьЮ
      на всю семью. (епитимьЯ – у верующих: церковное   наказание: посты, молитвы и т.п.)
______________________________________________________________
Олимпиада по русскому языку и литературе 7-й класс

Ф.И., класс_______________________________________________________________

  1. Запишите подходящие к условиям транскрипций русские слова, заполнив пропуски. Пропуск означает любой звук русского языка в транскрипции и любую букву – в прописи. Слова (части речи) могут быть любые, но в начальной форме.
Образец. Задание: _ _ р _ _ _ [_ _ р’ _ _ _]. Ответ: курица [кур’ица].
а) с  _   _   _   _  [з  _   _   _  ];                  б) _   _   _   _   _   _   _ [ _   _   _   ц̅   _ ];
в) _  и  _   [  _   ы  _  ];                     г) _   _   _   _   [ _   _   р’].
  1. Подчеркните слова, в которых в которых выделенные согласные произносятся как твёрдые. 
Шинель, антитеза, фанера, музей, купе, купейный, академия,  теорема, термин, штепсель, денди, пресса, тезис, термин, протекция, детектив, геодезия, турне, вундеркинд, демарш, гротеск, термос, тире, цитадель. 
  1. Вспомните пословицы, по которым созданы следующие газетные заголовки:
Готовь лыжи летом. ______________________________________________________________
Мал городок, да дорог. ____________________________________________________________
Посадка в чужие сани уже объявлена.________________________________________________
Шайбы по весне считают. _________________________________________________________
Проводили по одёжке. ____________________________________________________________
  1. Подберите русские эквиваленты к заимствованиям:


эгоизм _______________________________
социум ______________________________
диалог _______________________________
приоритет ____________________________
интеллектуальный _____________________
интенсивный _________________________
метаморфоза _________________________
абстрактный __________________________
полемика ____________________________
аллегория____________________________



  1. Выделите в словах морфему, в состав которой входит подчёркнутая буква Л:
Случилось, побелка, покрывало, прошла, посылка, ловлю.
  1. Запишите производные слова со значением лица по действию от следующих  глаголов. Обозначьте словообразовательное средство.



лечить _______________________________
стеклить _____________________________
шить ________________________________
кричать ______________________________
разносить ____________________________
хранить ______________________________


  1. Замените числа словами:
альбом с 898 (____________________________________________________
_________________________________________________________________) иллюстрациями;
экскурсия продолжалась 1,5 (___________________________________________) суток;
выполнить к 2064 (_________________________________________) году;
пароход с 244 (_______________________________________________________
___________________________________________________________________) пассажирами; 
перемножить 26 с 59 (_______________________________________
__________________________________________________________________________).
  1. Определите тип рифмовки и стихотворный размер.



Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит. (М. Ю. Лермонтов)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________

9.        Вспомните, героями каких произведения являются эти литературные герои. Назовите произведения и их авторов.

Марья Гавриловна _______________________________                            
Лидия Михайловна _______________________________________                           
Антипыч ______________________________________
ОТВЕТЫ ЗАГРУЗИ ЗДЕСЬ