1. ВЫПОЛНИ ЗАДАНИЕ
Из
предложения выпишите слова (самостоятельные части речи):
а) написание которых совпадает с
произношением;
б) в которых количество букв не
совпадает с количеством звуков (укажите количество букв и звуков);
в) в которых есть оглушение согласного (подчеркните
букву, обозначающую этот звук).
Лебедь нас к тебе послала
И наказом наказала
Славный город твой хранить
И дозором обходить.
а)____________________________________________________________б)___________________________________________________________
в)____________________________________________________________
2.
Обозначьте морфему (часть слова), в состав которой
входит буквосочетание -ОК:
теремок, песок, венок,
ленок, мирок, курок,
аистёнок, приток.
3. Запишите слова
в форме родительного падежа множественного числа:
зеркальце –
________________________
дно –
_____________________________
вольт –
____________________________
узбек –
____________________________
дупло –
___________________________
блюдце –
__________________________
кочерга –
__________________________
туркмен –
_________________________
4. Перед вами предложение из слов, которых нет в
русском языке. Подчеркните члены предложения, надпишите части речи.
Буловой линт тресело гужмит ланную гашу.
5. Из пяти приведенных ниже слов только одно имеет
единственное значение, а каждое из остальных употребляется по крайней мере в
двух разных смыслах. Определите лексическое значение этих слов.
Полька –
____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Француженка
– ______________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Чешка –
____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Финка –
____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Голландка
– _________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
6. Соедините
перепутанные прилагательные и существительные в верные фразеологизмы.
Кузькина
пята, Маланьина коза, сидорова мать, дамоклов кафтан, валаамова свадьба,
прокрустово ложе, ахиллесова ослица, филькина труба, тришкин меч, иерихонская
грамота.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Вставьте
пропущенные буквы.
Ч…порный ч…рт в ч…рной
ш…лковой одеж…нке сидел на ж…стком диване и пил деш…вый ж…лудевый кофе, изредка
ч…каясь со своим отражением в тяж…лом глянц…витом самоваре, стоящем на парч…вой
скатерти ш…коладного цвета. Ч…рт был больш…й обж…ра и, несмотря на изж…гу и
больную печ…нку, объедался крыж…вником со сгущ…нным молоком. Поев и погрозив
своему отражению пальц…м, ч…рт, молодц…вато встряхнув ч…лкой, пустился
танц…вать чеч…тку. Ц…канье его копыт было столь сильным, что в ц…кольном этаже
думали, что наверху гарц…вала лошадь. Однако ч…рт был не очень искусным танц…ром
и, совершив один не совсем удачный скач…к, врезался в самовар и обж…г свой
пятач…к, покрытый мягкой ш…рсткой. Ож…г был очень тяж…л. Огорч…ннный ч…рт
кинулся к боч…нку с моч…ными яблоками и сунул в него свой пятач…к.
ПРОИСХОЖдениеслов. (см.здесь)
ОРФОЭПИЯ
Соблюдение орфоэпических норм - лакмусовая бумажка речевой культуры человека.
Проблемы орфоэпии объяснимы, так как сложно русское ударение, происходят постоянные изменения в языке. Путаница возникает еще и потому, что в одном словаре слово имеет два варианта ударения, считающихся абсолютно равноправными, а в другом словаре это же слово имеет один вариант ударения, а второй вариант снабжен так называемыми запретительными пометами (допустимо, не рекомендуется). Это касается таких слов, как обеспЕчение- не рек. обеспеЧение, мАркетинг – ! неправ. маркЕтинг, бУнгало не рек. бунгАло, бОчковый не рек. бочкОвый и др.
Существует большое количество слов, имеющих равноправные варианты ударения (комбАйнер- комбайнЁр, кАмбала – камбалА, бАржа – баржА, ржАветь-ржавЕть, Искристый- искрИстый, крОшится-крошИтся, бредовОй-бредОвый ). Много слов, в которых один из вариантов ударения менее желателен, хотя и не считается неправильным ( творОг и допустимо твОрог, МизЕрный и допустимо мИзерный, бижутЕрия и допустимо бижутерИя, бОндарь и допуст. бондАрь).
Но есть слова, в которых часто допускаются ошибки, хотя колебания ударения в них недопустимы. Именно неправильное произношение этих слов компрометирует речь говорящего: углубИть, алфавИт, магазИн, звонИшь, боЯзнь, кУхонный, облЕгчить, ходАтайствовать, начАть, каталОг и др.
Итак, запоминаем.
1. СвЁкла, краПива, вЕрба, щАвель,
тУфля, нет тУфель, подОшва.
ТОрты, нет тОртов, мне позвонЯт,
ты позвонИшь, созвонИмся.
ЖалюзИ, красИвее, стАтуя, недУг,
углубИть, углублЁнный, досУг,
айвОвый, алычОвый, тигрОвый,
оптОвый, слИвовый, давнИшний,
Августовский, украИнский.
2. НачАть, началА,
нАчатый и нАчал,
принУдить, пристрУнить,
озорничАть, бряцАть,
кАшлянуть и чЕрпать,
закУпорить, исчЕрпать,
алфавИт и магазИн,
простынЯ и швеЯ,
ремЕнь и кремЕнь,
фОрзац и фенОмен.
ВаловОй, весовОй,
биржевОй и ценовОй.
3. ПростынЯ, ракУшка,
жнИво и огнИво,
кУхонный, кедрОвый,
Отрочество, пулОвер,
глИняный, фарфОр,
гЕрбовый, заИндеветь,
анАлог и творОг,
крАшение, хозЯева,
донЕльзя, дремОта,
чИстильщик, ломОта,
крУжево, ворОта.
ГрунтОвый, оптОвый,
балУю, баловнИк,
балОва.нный, брелОки,
избаловАть, премировАть,
пломбировАть, нормировАть,
асимметрИя, санитарИя,
диспансЕр, гренадЕр,
пулОвер, знАмение,
Иконопись, дефИс,
освЕдомить, зубчАтый.
опорожнИть, усугубИть,
ветеринАрия, семинАрия,
гастронОмия, агронОмия,
знамя- знАмение,
герб- гЕрбовый,
девять- дЕвятеро,
десять- дЕсятеро,
плесень- плЕсневеть,
бочка- бОчковый.
5. НАискось, никчЁмный,
заговорЁнный, новорождЁнный,
обговорЁнный, новоиспечЁнный,
доведённый и привезЁнный.
одноимЁнный, осЁтр.
6. Купе (пэ) как кафе (фэ),
Купейный ( п мягкий ) как кафейный (ф мягкий).
7. Молоть- мОлотый.
прогнуть- прОгнутый,
сОгнутый, вОгнутый,
дОверху, Отроду,
дОсыта, зАсветло.
Для того чтобы легче запомнить правильное произношение слов, можно использовать звуковые ассоциации. Надо к «коварному » слову подобрать
созвучное слово, в котором «проблемный» звук слышался бы отчетливо. Эти пары слов также проговариваются вслух в качестве орфоэпической (акцентологической) разминки.
1. У Иры – крапИва.
2. У Фёклы – свЁкла.
3. Лика- малая толИка.
4. Ия – санитарИя.
5. Гена – гЕнезис.
6. Чук купил каучУк.
7. Где ель- там щавЕль.
8. Остынь –нет простЫнь.
9. Рота прошла через ворОта.
10. МЕльком взглянешь- на мель сядешь.
11. Рынок оптОвый, фруктовый.
12. Съев тОрты, не влез в шорты.
13. Его то целУю, то баУую .
Не надо целовАть,
не надо баловАть.
14. Кричат «Ура!»
профессорА и докторА,
директорА и поварА,
увидев церковные куполА.
15. Грибы –зелЁнки рассказывали побасЁнки. (побасёнки- короткий, занимательный рассказ, анекдот, а также вообще выдумка, сказка)
16. Петя уверял, что пЕтлю завязал.
17. Ядра как Ядрица. Как вам это нравится?! (Ядрица- крупа из нераздробленных зерен гречихи)
18. У ушка – ракУшка.
19.Молчишь и не звонИшь.
Простит и позвонИт.
20. Будешь с нами –
будешь с деньгАми.
А если «Ах!» -
Забудь о деньгАх.
21. Я кремЕнь, несмотря на твой ремЕнь.
22. ВорожеЯ и простынЯ – ударение на Я.
23. Они исконИ (издавна, с незапамятных времён)
мастерскИ вязали платки.
24. Нельзя кричАть, бряцАть, озорничАть.
Можно принУдить, пристрУнить.
25. Поэт Минский знал финский и украИнский.
26. Как он смог проверить каталОг ?
27. Не юли, а закрой жалюзИ.
28. Наш Ник - баловнИк.
В городе Ницца наша баловнИца.
29. Сэр, вам надо в диспансЕр (сэ).
30. ШлифОвщик и танцОвщик.
31. Маляр и столЯр .
32. Христопродавец и книгопродавец .
33.«Где ноты?» - спросили сирОты.
34. Вор заключил договОр.
35. Новый хит облегчИт все его страдания.
36. ТабУ на рагу.(табу-запрет)
37. АфЕра не его сфера.
38. ХозЯева из ГулЯева.
39. Не мог написать некролОг.
40. Суровый край. КедрОвый рай.
40. Здесь каждая буква на месте стоит,
И называется всё алфавИт.
41. Его опЕка с начала века.
42. Голь пьет алкогОль.
43. Парень он видный,
жених завИдный.
44. Кис-кис пиши через дефИс.
45. Рог –творОг.
46. Наложить епитимьЮ
на всю семью. (епитимьЯ – у верующих: церковное наказание: посты, молитвы и т.п.)
___________________________________________________________
Олимпиада
по русскому языку и литературе 5-й класс