Готовимся к олимпиадам 6 класс



1.      ВЫПОЛНИ ЗАДАНИЕ

Из предложения выпишите слова (самостоятельные части речи):

а) написание которых совпадает с произношением;

б) в которых количество букв не совпадает с количеством звуков (укажите количество букв и звуков);

в) в которых есть оглушение согласного (подчеркните букву, обозначающую этот звук).


Лебедь нас к тебе послала

И наказом наказала

Славный город твой хранить

И дозором обходить.


а)____________________________________________________________б)___________________________________________________________

в)____________________________________________________________

2.      Обозначьте морфему (часть слова), в состав которой входит буквосочетание -ОК:

теремок,  песок,  венок,  ленок,  мирок,  курок,  аистёнок,  приток.

3.      Запишите слова в форме родительного падежа множественного числа:


зеркальце – ________________________

дно – _____________________________

вольт – ____________________________

узбек – ____________________________

дупло – ___________________________

блюдце – __________________________

кочерга – __________________________

туркмен – _________________________


4.      Перед вами предложение из слов, которых нет в русском языке. Подчеркните члены предложения, надпишите части речи. 

 

Буловой линт тресело гужмит ланную гашу.

5.      Из пяти приведенных ниже слов только одно имеет единственное значение, а каждое из остальных употребляется по крайней мере в двух разных смыслах. Определите лексическое значение этих слов.

Полька – ____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Француженка – ______________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Чешка – ____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Финка – ____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Голландка – _________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

6.      Соедините перепутанные прилагательные и существительные в верные фразеологизмы.

Кузькина пята, Маланьина коза, сидорова мать, дамоклов кафтан, валаамова свадьба, прокрустово ложе, ахиллесова ослица, филькина труба, тришкин меч, иерихонская грамота.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.      Вставьте пропущенные буквы.

Ч…порный ч…рт в ч…рной ш…лковой одеж…нке сидел на ж…стком диване и пил деш…вый ж…лудевый кофе, изредка ч…каясь со своим отражением в тяж…лом глянц…витом самоваре, стоящем на парч…вой скатерти ш…коладного цвета. Ч…рт был больш…й обж…ра и, несмотря на изж…гу и больную печ…нку, объедался крыж…вником со сгущ…нным молоком. Поев и погрозив своему отражению пальц…м, ч…рт, молодц…вато встряхнув ч…лкой, пустился танц…вать чеч…тку. Ц…канье его копыт было столь сильным, что в ц…кольном этаже думали, что наверху гарц…вала лошадь. Однако ч…рт был не очень искусным танц…ром и, совершив один не совсем удачный скач…к, врезался в самовар и обж…г свой пятач…к, покрытый мягкой ш…рсткой. Ож…г был очень тяж…л. Огорч…ннный ч…рт кинулся к боч…нку с моч…ными яблоками и сунул в него свой пятач…к.

ПРОИСХОЖдениеслов. (см.здесь) 


ОРФОЭПИЯ 
     Соблюдение орфоэпических норм - лакмусовая бумажка речевой культуры человека. 
Проблемы орфоэпии объяснимы, так как сложно русское ударение,  происходят постоянные изменения в языке. Путаница возникает еще и  потому, что в одном словаре слово имеет  два варианта ударения, считающихся абсолютно  равноправными, а в другом словаре это же слово имеет один вариант ударения, а второй  вариант снабжен так называемыми запретительными пометами  (допустимо, не рекомендуется). Это касается таких слов, как  обеспЕчение-  не рек. обеспеЧение,   мАркетинг –  ! неправ. маркЕтинг, бУнгало   не рек. бунгАло,  бОчковый  не рек. бочкОвый и др.

    Существует большое количество слов, имеющих равноправные варианты ударения (комбАйнер- комбайнЁр, кАмбала – камбалА,  бАржа – баржА, ржАветь-ржавЕть,  Искристый- искрИстый, крОшится-крошИтся,     бредовОй-бредОвый ). Много  слов, в которых один из вариантов  ударения менее желателен, хотя и не считается неправильным ( творОг и допустимо твОрог, МизЕрный и допустимо мИзерный, бижутЕрия и допустимо бижутерИя,  бОндарь и допуст. бондАрь).
      Но  есть слова, в которых часто допускаются ошибки, хотя колебания ударения в них недопустимы.  Именно неправильное произношение этих слов компрометирует речь говорящего: углубИть,  алфавИт, магазИн, звонИшь,  боЯзнь,  кУхонный, облЕгчить, ходАтайствовать, начАть,  каталОг и др.
Итак, запоминаем. 
1.   СвЁкла, краПива, вЕрба, щАвель,
   тУфля, нет тУфель,  подОшва.
   ТОрты, нет тОртов,   мне позвонЯт,
   ты  позвонИшь, созвонИмся.
  ЖалюзИ, красИвее, стАтуя,  недУг,
   углубИть, углублЁнный, досУг,
  айвОвый, алычОвый, тигрОвый,
 оптОвый,  слИвовый, давнИшний,
  Августовский,  украИнский.

2. НачАть, началА,
 нАчатый и нАчал,
 принУдить, пристрУнить,
   озорничАть, бряцАть,
 кАшлянуть и чЕрпать,
закУпорить,  исчЕрпать,
 алфавИт и магазИн,
  простынЯ и  швеЯ,
  ремЕнь и  кремЕнь,
  фОрзац и фенОмен.
   ВаловОй, весовОй,
биржевОй и ценовОй.

3. ПростынЯ,  ракУшка,
жнИво  и  огнИво,
кУхонный, кедрОвый,
Отрочество, пулОвер,
глИняный, фарфОр,
гЕрбовый,  заИндеветь,
анАлог и творОг,
 крАшение,   хозЯева,
донЕльзя, дремОта,
чИстильщик, ломОта,
крУжево, ворОта.


4.

      ГрунтОвый, оптОвый,
    балУю, баловнИк,
    балОва.нный, брелОки,
    избаловАть, премировАть,
    пломбировАть, нормировАть,  
      асимметрИя, санитарИя,
    диспансЕр, гренадЕр,
    пулОвер, знАмение,
    Иконопись, дефИс,
    освЕдомить, зубчАтый.

4    КладОвая, двувидовАя,
  опорожнИть, усугубИть,
  ветеринАрия,  семинАрия,
  гастронОмия,  агронОмия,
  знамя- знАмение,

  герб-  гЕрбовый,
  девять- дЕвятеро,
  десять- дЕсятеро,
  плесень- плЕсневеть,
  бочка- бОчковый.

5. НАискось,  никчЁмный,
   заговорЁнный,  новорождЁнный,
   обговорЁнный, новоиспечЁнный,
   доведённый и привезЁнный.
  одноимЁнный, осЁтр.


6.  Купе (пэ) как  кафе (фэ),
      Купейный ( п мягкий  ) как кафейный (ф мягкий).
7. Молоть- мОлотый.
   прогнуть- прОгнутый,
   сОгнутый, вОгнутый,
   дОверху, Отроду,
    дОсыта, зАсветло.
     Для того чтобы легче запомнить   правильное произношение слов, можно использовать  звуковые ассоциации. Надо к «коварному » слову   подобрать
созвучное слово, в котором  «проблемный» звук слышался  бы отчетливо. Эти пары слов также  проговариваются вслух в качестве орфоэпической (акцентологической) разминки.


  1.  У  Иры – крапИва.
 2. У Фёклы – свЁкла.
 3.  Лика- малая толИка.
4.  Ия – санитарИя.
 5.  Гена – гЕнезис.
 6. Чук купил каучУк.
7. Где ель- там щавЕль.
8. Остынь –нет простЫнь.
9. Рота прошла через ворОта. 
10. МЕльком взглянешь- на  мель сядешь.
11. Рынок оптОвый, фруктовый.
12. Съев тОрты, не влез в шорты.
13.  Его то целУю, то баУую .
      Не надо  целовАть,
        не надо  баловАть.
14. Кричат «Ура!»
   профессорА  и докторА,
   директорА и поварА,
   увидев церковные куполА.             
15. Грибы –зелЁнки рассказывали  побасЁнки. (побасёнки- короткий, занимательный рассказ, анекдот,  а также вообще выдумка, сказка)
16. Петя уверял, что пЕтлю завязал.
17. Ядра как  Ядрица. Как вам это нравится?! (Ядрица- крупа из нераздробленных зерен гречихи)
  18. У ушка – ракУшка.
19.Молчишь и не звонИшь.
 Простит  и позвонИт.
20.  Будешь с нами –
      будешь с деньгАми.
     А если «Ах!» -
     Забудь о деньгАх.
21.   Я кремЕнь, несмотря на твой  ремЕнь.
 22.  ВорожеЯ и простынЯ  – ударение на   Я.
 23.   Они исконИ (издавна, с незапамятных времён)
         мастерскИ  вязали платки.
24.    Нельзя  кричАть, бряцАть,  озорничАть.
         Можно принУдить,  пристрУнить.
25.  Поэт Минский знал  финский и  украИнский.
26.   Как он смог проверить каталОг ?
27.   Не юли, а закрой жалюзИ.
28.  Наш  Ник -   баловнИк.
      В городе Ницца  наша  баловнИца.
29. Сэр, вам надо в диспансЕр (сэ).
 30.  ШлифОвщик и танцОвщик.
  31. Маляр и столЯр .
  32. Христопродавец и книгопродавец .
  33.«Где ноты?» - спросили сирОты.
 34.  Вор заключил договОр.
 35. Новый хит  облегчИт  все его страдания.

36.  ТабУ на рагу.(табу-запрет)
 37. АфЕра не его сфера.
38. ХозЯева из ГулЯева.
39. Не мог написать некролОг.
40. Суровый край. КедрОвый рай.
40. Здесь  каждая буква на месте стоит,
     И называется всё алфавИт.
41.  Его опЕка с начала века.
42. Голь пьет алкогОль.
43.  Парень он видный,
        жених завИдный.
44. Кис-кис пиши через дефИс.
45. Рог –творОг.
 46. Наложить епитимьЮ
      на всю семью. (епитимьЯ – у верующих: церковное   наказание: посты, молитвы и т.п.)
___________________________________________________________

Олимпиада по русскому языку и литературе 5-й класс
1.      Звуки этого слова вы узнаете, взяв последний звук слова зверь; безударный гласный от слова летит; звук, который дважды встречается в слове вокруг; безударный гласный от слова свекла. Запишите это слово в транскрипции (по звукам) и в буквенном выражении. Подберите к нему 4 однокоренных слова.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  1. Соедините названия лингвистических терминов с их образной характеристикой. Ответ запишите в таком виде: А-2, Б-5…
А) гласные звуки;                                         1) чудесная сокровищница;
Б) ударение;                                                  2) буква-невидимка;
В) беглая гласная;                                        3) деревья из слов;
Г) язык;                                                          4) волшебная палочка;
Д) родственные слова.                                5) голосистые певцы.
         _________________________________________________________________________
3.      Расставьте ударения в следующих словах:
туфля, каталог, о скольких, завидно, кухонный, средства, щавель, кремень, торты, сливовый, включит, взяла, позвонит, квартал, красивейший.
4.      Выделите корни в данных словах:


посылка – посол – пошлём,
свет – отсвечивать – освещать,
любить – люблю – влюбчивый,
убирать – уборка – убери,
ходить – хождение – захаживать,
нести – поношенный – износить.


Как называется явление, которое наблюдается в корнях этих слов?
_________________________________________________________________________

5.      Перед вами предложение из слов, которых нет в русском языке. Надпишите, к каким частям речи относятся слова из этого предложения. 

Крострый кдрых цвеко прознашкивает музлую бюнку.
6.      Замените современными синонимами устаревшие слова:


очи – ________________________________
чело – _______________________________
ланиты –_____________________________
уста – _______________________________
перст –______________________________
глаголет – ___________________________


7.      Из каждой группы выпишите "четвертый лишний" фразеологизм (устойчивое словосочетание), объясните его значение, заменив 1-2 словами.
1. Хоть пруд пруди, кот наплакал, тьма-тьмущая, яблоку негде упасть.
2. Слово в слово, тютелька в тютельку, вилами по воде писано, комар носу не подточит.
3. Во все лопатки, сломя голову, черепашьим шагом, в мгновенье ока.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.      Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания в тексте.
«Москва от копееч(?)ной свечи (с, з)г..рела». Эта старая пог..ворка напом..на..т людям об ост..рожност.. .
Москва вообще-то много раз г..рела. И по разным причинам: и враги ее жгли и сами москвичи чтоб врагам (не)досталась. Но обиднее всего вспом..нать о п..жарах к..торые пр..изошли по чист..й случайност.. недосмотру и разг..льдяйству. Ведь и правда был случ..й когда чуть не вся Москва (з, с)горела от одной деш..венькой свеч(?)к.. .
Случилось это в ма.. 1737 года. П..года ст..яла сухая и ветрен..я. Служанка в одном б..гат..м доме поставила у себя в чулан(?)чике свеч(?)ку а с..ма вышла. Свеч(?)ка упала. Заг..релся и чулан(?)чик и дом и ул..ца. К..гда под..читали, то вы..снилось что всего от той свечи (з, с)г..рело больше двух с половиной тыс..ч(?) дворов да около п..тисот лавок. Китай-город весь выг..рел и Кремль сильно постр..дал.
9.      Кому из сказочных героев принадлежат следующие предметы? Назовите героя, произведение и автора:
а) говорящее чудесное зеркало – ____________________________________________________  ________________________________________________________________________________
б) разбитое корыто  –  _____________________________________________________________
________________________________________________________________________________
в) зеркало, искажающее мир – ______________________________________________  _______________________________________________________________________________
г) волшебные волоски из бороды  –  _________________________________________________
________________________________________________________________________________
10.  Вставьте нужное слово в цитату из произведения. Напишите автора, название и жанр произведения.
«Там чудеса, там леший бродит, ____________________ на ветвях сидит».
___________________________________________________________________________
ОТВЕТЫ ЗАГРУЗИ ЗДЕСЬ