ПОВТОРЯЕМ ИЗУЧЕННОЕ: 10 класс

 ПОВТОРИ

*Сложные предложения с разными видами связи.

* Прямая и косвенная речь. Замена прямой речи косвенной

ВЫПОЛНИ

1.     Выберите верные высказывания:

¨ Реферат – это письменное высказывание по определённой теме, в котором собрана и систематизирована информация из одного или нескольких источников.

¨ Реферат – это сжатое письменное изложение содержания статьи, книги или её части, доклада, устного сообщения и др.

¨ Реферат может представлять собой план, схему, тезисы с пояснениями или без выдержек из текста.

¨ Реферат строится по следующей схеме: введение,  основная часть, состоящая из одной или нескольких глав, заключение, список источников, приложения (при их наличии).

2.     Найдите соответствие между способами выражения чужой речи и примерами к ним:

А.   Наклонился я к нему, тихонько спрашиваю: «Ванюшка, а ты знаешь, кто я такой?»

1)    предложение
с указанием темы

Б.    Наклонился я к нему и тихонько спросил,  знает ли он, кто я такой.

2)    предложение
с косвенной речью

В.   Ванюшка несколько раз потом вспоминал
о кожаном пальто отца.

3)    предложение
с вводной конструкцией

Г.    По словам Ванюшки, отец у него в кожаном пальто ходил.

4)    предложение
с прямой речью

 

3.     Прочитайте диалог, оформленный с абзаца (при помощи тире). Расставьте недостающие знаки препинания при записи этого же диалога в строку (при помощи кавычек):

Парнишка вдруг чего-то притих, задумался и вздохнул. Такая мелкая птаха, а уже научилась вздыхать. Спрашиваю:

— Где же твой отец, Ваня?

Шепчет:

— Погиб на фронте. 

— А мама?

— Маму бомбой убило в поезде, когда мы ехали, — всхлипнув, так же шёпотом отвечает он. 

— И никого у тебя тут родных нет?

— Никого… (По М.Шолохову)

 

Парнишка вдруг чего-то притих, задумался и вздохнул. Такая мелкая птаха, а уже научилась вздыхать. Спрашиваю   Где же твой отец,
Ваня    Шепчет     Погиб на фронте     А мама    Маму бомбой убило в поезде, когда мы ехали   всхлипнув, так же шёпотом отвечает он    И никого у тебя тут родных нет     Никого    (По М.Шолохову)

 

4.     Отметьте, какие из данных примеров являются сложными предложениями с разными видами связи (учтите, что знаки препинания не расставлены)  и расставьте в них знаки препинания.

¨ Он сам чувствовал что никогда в жизни еще не играл так хорошо как в этот раз и должно быть не скоро ещё будет так играть.

¨ Всю неделю шёл дождь навевающий скуку и было очевидно так будет ещё очень долго.

¨ Для невежды нет ничего лучше молчания но если бы он знал что для него лучше всего то не был бы он невеждой.

¨ Беспокойных изобретателей как считают авторы фильма можно обнаружить повсюду и на далёком Севере и в тихом верхневолжском Рыбинске.

¨ Всё было готово и хотя погода испортилась откладывать поездку было нельзя.

5.     Отметьте предложениями, в которых верно расставлены знаки препинания.

¨ Чехов справедливо считал, что: «краткость – сестра таланта».

¨ Слово отражает мысль: непонятна мысль ­– непонятно и слово.

¨ Друзья, помните – путь в космос для каждого из нас начинается здесь, на Земле.

¨ И начались у меня по ночам стариковские мечтания: война кончится – я сына женю и сам при молодых жить буду, плотничать и внучат нянчить.

¨ Если вы есть, будьте первыми, первыми, кем бы вы ни были.