|
1. Соедините
стрелками термины и их значения:
синонимы |
слова одной и
той же части речи, противоположные по значению |
антонимы |
новые слова,
недавно появившиеся в языке и поэтому ещё мало употребляемые |
неологизмы |
слова одной и
той же части речи, близкие по значению |
2. Соедините
стрелками термины и их значения:
заимствованные
слова |
слова,
употребляемые людьми определённого рода деятельности (профессии) |
профессиональные
слова |
слова, пришедшие
в русский язык из других языков |
фразеологический
оборот |
устойчивое
сочетание слов, употребляемое в переносном значении, которое можно заменить
на одно слово |
3. Прочитайте
текст.
«Пегас» – небольшое
судно, и экипаж на нем маленький. На Земле и других
планетах экспедициями командует профессор Селезнёв – космозоолог из Московского
зоопарка.
Когда «Пегас» отрывается
от твёрдой земли, то начальником становится Геннадий Полосков, известный капитан-звездолётчик
и командир корабля. Полосков никогда не теряет присутствия духа, и его очень
уважают в космофлоте.
Третий член экипажа
«Пегаса» – механик Зелёный. Для него главное удовольствие – копаться в
двигателе и что-нибудь чинить в машинном отделении.
Четвертым членом экипажа,
если не считать вечно ломающегося кухонного робота, стала Алиса – дочь
профессора Селезнёва. Алиса бывает очень полезна в экспедиции, когда дело
касается инопланетных зверей или растений: она умеет ухаживать за ними. Её
ничем не испугаешь (по Киру Булычёву).
4. Выполните
задания к тексту:
Выпишите из 2-го предложения 3-го абзаца слово
(словосочетание), употреблённое в переносном значении. Запишите к
нему синоним. |
|
Запишите синоним к слову, выделенному в 4-м
абзаце текста. Укажите, в каком ещё значении может употребляться данное многозначное
слово. |
|
Запишите 2-3 антонима к слову, выделенному в
1-м абзаце текста. |
|
Выпишите 2-3 заимствованных слова из 1-го
абзаца текста. |
|
Выпишите 2-3 исконно русских слова из 4-го
абзаца текста. |
|
Выпишите 2-3 неологизма из 1–2 абзацев текста.
|
|
Какая профессия была у третьего члена экипажа?
Какие профессиональные слова употреблены для её описания? |
|
Выпишите из 2-го абзаца один из фразеологических
оборотов. В скобках укажите его значение. |
|
5. Объясните
написание выделенных букв в словах, встретившихся
в 4-м абзаце текста:
считать
|
|
касается
|
|
растений
|
|
испугаешь
|
|
дочь
|
|
в экспедиции
|
|