ПОВТОРЯЕМ ИЗУЧЕННОЕ В 5 КЛАССЕ

 

ЛЕКСИКА:

лексическое значение слова, прямое и переносное значение слова, однозначные и многозначные слова; синонимы и антонимы; исконно русские и заимствованные слова; общеупотребительные слова, профессиональные слова и термины, устаревшие слова и неологизмы; фразеологические обороты



1.     Соедините стрелками термины и их значения:

синонимы

слова одной и той же части речи, противоположные по значению

антонимы

новые слова, недавно появившиеся в языке и поэтому ещё мало употребляемые

неологизмы

слова одной и той же части речи, близкие по значению

 

2.     Соедините стрелками термины и их значения:

заимствованные слова

слова, употребляемые людьми определённого рода деятельности (профессии)

профессиональные слова

слова, пришедшие в русский язык из других языков

фразеологический оборот

устойчивое сочетание слов, употребляемое в переносном значении, которое можно заменить на одно слово

 

3.     Прочитайте текст.

«Пегас» – небольшое судно, и экипаж на нем маленький. На Земле и других планетах экспедициями командует профессор Селезнёв – космозоолог из Московского зоопарка.

Когда «Пегас» отрывается от твёрдой земли, то начальником становится Геннадий Полосков, известный капитан-звездолётчик и командир корабля. Полосков никогда не теряет присутствия духа, и его очень уважают в космофлоте.

Третий член экипажа «Пегаса» – механик Зелёный. Для него главное удовольствие – копаться в двигателе и что-нибудь чинить в машинном отделении.

Четвертым членом экипажа, если не считать вечно ломающегося кухонного робота, стала Алиса – дочь профессора Селезнёва. Алиса бывает очень полезна в экспедиции, когда дело касается инопланетных зверей или растений: она умеет ухаживать за ними. Её ничем не испугаешь (по Киру Булычёву).

 

4.     Выполните задания к тексту:

Выпишите из 2-го предложения 3-го абзаца слово (словосочетание), употреблённое в переносном значении. Запишите к нему синоним.

 

Запишите синоним к слову, выделенному в 4-м абзаце текста. Укажите, в каком ещё значении может употребляться данное многозначное слово.

 

Запишите 2-3 антонима к слову, выделенному в 1-м абзаце текста.

 

Выпишите 2-3 заимствованных слова из 1-го абзаца текста.

 

Выпишите 2-3 исконно русских слова из 4-го абзаца текста.

 

Выпишите 2-3 неологизма из 1–2 абзацев текста.

 

 

Какая профессия была у третьего члена экипажа? Какие профессиональные слова употреблены для её описания?

 

Выпишите из 2-го абзаца один из фразеологических оборотов. В скобках укажите его значение.

 

 

5.     Объясните написание выделенных букв в словах, встретившихся
в 4-м абзаце текста:

считать

 

 

касается

 

 

растений

 

 

испугаешь

 

 

дочь

 

 

в экспедиции